О людях

  • « к списку

    Решетняк Владимир Викторович

    Решетняк Владимир Викторович

    Заслуженный работник культуры Украины
    Директор театра

Человек, который нашел себя

Владимир Викторович Решетняк, директор академического театра кукол им. В. Афанасьева, который успешно возглавляет этот коллектив более двадцати лет.

 

Мне кажется, отличительной чертой этого руководителя является его не показная активность. В начале XXI столетия он так же полон планами усовершенствования свого театра, как будто только вступил в должность. Чуждый стремления как-то популяризировать свою деятельность и имя, наградой для себя В. Решетняк считает неуклонный рост популярности своего театра. Он подчеркнуто избегает контактировать со СМИ и за свою безупречную тридцатилетнюю карьеру на поприще руководства в области культуры и искусства, не стремился к почетным званиям.

Скромность В. Решетняка обратно пропорциональна результатам его деятельности. При нем харьковский театр поддерживает свою славу гостеприимного дома и репутацию одной из лучних трупп СНГ. В. Решетняк оптимально сбалансировал репертуар театра таким образом, чтобы в нем было интересно как самым маленьким зрителям, так и почтенным взыскательным театралам. Его «негромкими», но методическими стараннями старинное здание архитектора Бекетова постепенно оснастилось современными интерьерами и аппаратурой, при этом не утратив аутентики единственного в своем роде театра с «живым уголком» и зимним садом. Именно В. Решетняк наладил традицию принимать у себя именитых гостей фестивалей театра кукол или колег-гастролеров из Украины и зарубежья. В этой верности чистоте жанра В. Решетняк сегодня – один из последних могикан-руководителей театров в Украине. Творческие интересы своей труппы он никогда не приносит в жертву соблазну заработать на аренде.

По своему складу характера В. Решетняк – человек отнюдь не эмоциональный, привыкший проверять все свои решения железной логикой. Принимая во внимание, что речь о руководителе целого «батальена» творческих индивидуальностей, то это его качество является драгоценным.

Владимир Викторович – потомственный харьковчанин, который еще студентом-театроведом посещал спектакли родного, знаменитого на весь мир, театра кукол под руководством В. Афанасьева. Тогда он был далек от помыслов стать во главе этого театра. Ни мало удивился бы Решетняк таким предположениям и позднее, когда, уже в должности старшего специалиста обласного управления культуры, он принимал в своем кабинете прославленного метра украинского театра кукол. Однако, не случайно серьезным увлечением Владимира Викторовича является наука о звездах. Звезды сложились так, что, в свое время сделав все возможное, чтобы сохранить эту должность за Виктором Андреевичем Афанасьевым, спустя шесть лет после его отставки, В. Решетняк, по просьбе коллектива театра, пришел на его место. Выбор театра был закономерен, потому что в самые тяжелые за всю семидесятилетнюю жизнь театра 80-е годы В. Решетняк со свойственной ему добросовестностью помогал театру выйти из кризиса.

Мне кажется, что даже спустя двадцать лет в должности директора театра кукол, Владимир Викторович не может без содрогания вспоминать те «авгиевы конюшни», которые ему, вместе с опытным заместителем директора В. Панченко, пришлось расчищать в конце 80-х – начале 90-х. Угар советской эпохи совпал для этого театра с закатом эпохи В. Афанасьева. Упадок сквозил во всем: в диком раздрызге морального состояния труппы, в обветшании требовавшего капитального ремонта здания (при маломальском ливне сцену буквально затапливало!); в массовом уходе зрителя из театра с неактуальным репертуаром; во временном отсутствии творческого лидера театра. А каково вспоминать директору даже на дистанции стольких лет чуть не погубившее его театр решение московской комиссии о признании харьковского театра кукол «мертвым», таким, который лучше всего в кратчайший срок закрыть! Тяжело больной в следствии долголетнего застоя театр заезжая комиссия с легкостью необычайной просто списала со счетов. Такими трудными, почти безнадежными были условия старта В. Решетняка в должности директора. Но не в его характере было сдаваться. На ближайшие месяцы и даже годы его кабинет превратился в ставку главнокомандующего, который, благодаря взвешенной тактике и стратегии, начал последовательно одерживать победу за победой в деле развенчания стереотипа «мертвого» театра.

А тем временем, на него сыпались новые шишки, характерные для смутных 90-х: невыплачиваемая месяцами заработная плата; текучка кадров; проблемы снабжения материалами технических цехов, обеспечивающих подготовку материальной части спектаклей… В. Решетняк противопоставил эпохе неприкрытого цинизма свою веру в здравый смысл и стремление людей театра отстоять и возвратить себе ощущение театра-дома. Он сделал ставку на профессиональные, неординарно мыслящие и способные на творческий прорыв, кадры. Оказалось, что В. Решетняка отличает еще и отменное чутье в вопросе подбора команды.

Известный во всем мире специалист по театру кукол Б. Голдовский определил харьковский театр кукол как феномен. В. Решетняк склонен расшифровывать этот лестный титул как свидетельство того, что именно в точке этого театра за многие годы пересеклись творческие усилия самых разнообразных, но одинаково талантливых и увлеченных людей. Это и привело к результату – харьковский театр уже много лет держит интеллектуальную, вкусовую, творческую планку на высочайшем уровне.

Заслуживает отдельного разговора гуманность В. Решетняка в отношении к пенсионерам театра, его действительная забота о работниках театра (от обязательного ритуала поздравления с днем рождения до выделения спасительной материальной помощи сотруднику в случае какого-то ЧП). Как директор и человек он умеет радоваться успехам своих подчиненных во всех их имеющих отношение к театру начинаниях. Нередко он сам способствует раскрытию в них скрытых талантов, выступает иициатором повышения творческой квалификации сотрудников.

Как дипломированный театровед В. Решетняк компетентно оценивает творческие процессы в своем театре, определяет стратегию его художественного развития на равне с главными творческими специалистами коллектива. Потому, скажем, выбор для постановки на сцене театра кукол булгаковского романа «Мастер и Маргарита» или шекспировской трагедии «Король Лир» - это и его заслуга, его, оправдавший себя, риск. За два последние десятилетия театр нимало выезжал на фестивали – в Венгрию, во Францию, в Россию и широко гастролировал по Украине. Ну а в новом тысячелетии кукольники уже собрали престижные отзывы профессионалов со всего мира своим мастерством на фестивалях им. С. Образцова (Москва), «Веселая Коза» (Нижний Новгород-Москва), «КукАрт» (Санкт-Петербург).

В отличие от тех руководителей театров, которые считают актерские капустники проявлением оппозиции, отнюдь не «тусовочный» директор Владимир Решетняк традиционно громкие театральные капустники своего театра приветствует искренне: «Мне нравится любой сценический жанр, главное требование – качество». При том, что в 2002 году стараннями В. Решетняка и всего коллектива, театр был удостоен статуса «академический», это нисколько не отразилось на демократичности его атмосферы. Именно потому друзья театра, коллеги по сцене, с удовольствием бывают на внутренних праздниках «кукольников», по-доброму завидуя их хлебосольности и открытости. Правда, при этом директор все же сетует, что сейчас создавать «капустники» его театру остается все меньше и меньше времени. Давно подмечена такая закономерность, что рождению театральных «капустников» способствуют неполадки в жизни коллектива. Когда же в доме-театре все прекрасно, и интересной работы вдоволь для всех, комедиантам просто незачем крутить фиги в карманах. Думаю, такая «капустническая» шкала – что-то вроде независимого тестирования на уровень здоровья коллектива. Конечно же, один из талантов руководителя театра В. Решетняка – это умение создать во вверенном ему коллективе атмосферу Дома.

Коваленко Юлия, театровед / 2011