О людях

Режиссер звука

На днях свой первый юбилей – 50 лет – отпраздновал уникальный специалист безграничного профиля, бессменный звукорежиссер академического театра кукол им. В. Афанасьева – Андрей Золотухин. Поскольку этой профессии (именно в театральном разрезе) не учат нигде, Андрей учился сам. Все его параллельные навыки – будто ступеньки к самому сложному, синтетическому виду искусства, которому он служит – театру. Золотухин подбирает, монтирует, дописывает звук и музыку к радиоспектаклям и компьютерным играм, разбирается в дубляже рекламных роликов, были в его практике и случаи озвучания телевизионных фильмов. Кроме того, звукорежиссер много лет сотрудничает со сборной Украины по синхронному плаванию (на базе ДК Локомотив). Человек предельно ответственный, он знает, что от того, будет ли хронометраж фонограммы до секунды точным, зависит, в том числе, успех или поражение сборной!

 

Чтобы стать для своего театра специалистом столичного уровня, Андрей «готовился» с детства. Гармония звуков окружала его сызмальства, ведь отец – композитор, народный артист Украины Владимир Золотухин сочинял музыку на глазах у сына. И муки творчества, и кропотливая работа, и счастливые дни триумфа отца послужили осознанию Андреем высокой себестоимости занятия музыкой. Он сам уже успешно учился в музыкальной школе по классу фортепиано, но – все-таки выбрал иную стезю. Инженером, на все руки мастером Андрей стал закономерно. Такие и получаются из мальчишек, которые все детство изобретают и мастерят. Пока мама строчила паруса к собственноручно собранному им по своим чертежам «всамделишнему» паруснику, отец привез к нему из зарубежной командировки ванты для тросов и маленькие пушки в стиле старинных галеонов. Андрей досконально изучал все, чем увлекался: проектировал самолетики, которые вот-вот готов был поднять в воздух (увы, радиоуправление в СССР было под запретом); увлекался авто-треком, занимался фотографией и, в конце концов, успешно окончил ХПИ. Однако стать полезным стране инженером Андрею не удалось. Уже на третьем курсе судьба привела его в республиканский Дом Звукозаписи (записывалось сочинение отца), и отныне Андрей понял, что есть профессия, которая позволит ему объединить и любовь к музыке, и страсть к технике!

Тогда-то Андрей поступил на заочное в Ленинградский институт киноинженеров по специальности «звукооператор кино». Практику проходил у ассов-первопроходцев. Режиссер лентелевидения Г. Франк делился секретами записи и монтажа в США, а первые всесоюзные разработчики микрофонов передавали ему свой опыт. Курсовой проект Андрею повезло писать по звуковому решению фильма В. Бортко «Собачье сердце» - на таком богатом психологической разработкой материале, как музыка В. Дашкевича, было чему поучиться!

Первым театром Андрея стала музкомедия. При наличии архаичного синтезатора он – как техник и как клавишник в одном лице! – «поднял» рок составляющую поставленной в ту пору Ю. Старченко и Ш. Палтаджяном оперы «Юнона» и «Авось»! «За восемь секунд паузы я крутил на синтезаторе три десятка ручек, не приспособленных для перехода. Утопал в рукописных партитурах, - вспоминает Андрей. – Не успеешь испугаться, а дирижер уже показывает вступление – и его можно понять, он держит пульс спектакля! Я играю сольные фрагменты музыки Рыбникова и холодею: меня слушают две тысячи зрителей зала «Муссури»!»

Придя работать в театр кукол, Андрей занялся обязанностями далеко не только звукорежиссера. Долгое время он собирал техническое обеспечение театра, создал проект, по которому была проведена полная реконструкция звуковой рубки, и на нынешнем этапе заменил в театре завмуза. Работа начальника цеха подразумевает качества психолога и педагога. Без них не введешь в курс дела не учившихся на звукооператоров коллег. Андрей же, и это очевидно, передал им свое умение во время спектакля соединять зал и звук в единое целое, устанавливать посредством звука бесценный энергетический баланс между сценой и залом.

Азы психологии и режиссуры особенно пригодились Золотухину в работе по записи фонограмм с артистами. Важно заинтересовать актеров, раскрепостить наименее поющих из них, дать правильную установку, да и самому набраться терпения на несколько дублей записи – ради того единственного, который придирчивый слух звукорежиссера сочтет достойным звучать в спектакле. Как звукорежиссер Андрей знает множество секретов. И потому его работа – знак качества. Например, Молодежный симфонический оркестр и сегодня использует как демонстрационный диск программу, записанную А. Золотухиным. Он умеет учесть все обстоятельства и исключить негативные факторы при записи даже в неприспособленных для нее условиях. Запись цикла «Медальоны» В. Золотухина ему пришлось делать с музыкантами в союзе композиторов едва ль не в полночь – чтобы исключить шум Сумской. А в самом начале работы в театре кукол, для спектакля – политического кабаре «Скотный двор» Андрей записывал с артистами фонограммы песен И. Гайденко прямо на … перекрытой лестнице театра. Естественно рассеивающийся звук сымитировали нужное для спектакля ощущение. Критерием в работе Андрею служит его абсолютный музыкальный слух, чуткость не только к качеству исполнения, но даже к качеству самого тембра голоса исполнителя. Золотухин любит повторять фразу своего отца: «Запись фиксирует не достижения, а недостатки». Потому даже после того, как дубль отобран, для Андрея наступает фаза работы «пост продакшн»: доделка и шлифовка – благо, современные компьютерные возможности позволяют.

Патриот своего дела, Золотухин в свое время «свистал наверх» всех своих коллег, чтобы скопировать на современные носители музыку из старинного музыкального ящика, хранящегося в уникальном музее театра. Вряд ли такая работа по сохранению истоков может быть оценена в «сверхурочных». На нее способны только фанатики театра.

Однако, самую главную работу Андрея составляет создание звукового ряда к спектаклям. Чаще всего он выступает его монтажером, но иногда – даже автором. Чистое исполнительство того, что велит сделать в спектакле режиссер, Золотухину неинтересно. «Важно сотворчество!» – настаивает он. В разной мере сотворчеством с режиссерами были отмечены работы Андрея над спектаклями: «Мальчик с пальчик» Е.Гимельфарба, «Король Лир» О. Дмитриевой и «Снегурочка» И. Мирошниченко. Именно эту работу хочется отметить как несомненное достижение звукорежиссера. Трепетная сказка заканчивается романтическим апофеозом, от которого у зрителей дух захватывает: под алыми парусами плывет по синему морю кораблик – мечта, а над ним перекатывает эмоциональные волны музыка, в которой слышатся то мерные перекаты, то мощь штормов открытого моря, то звон «колокольчиков» прибоя!

При всех разнообразных способностях и стремлению к максимальной реализации, именно театр для Андрея – гавань. Не всегда тихая… и современной аппаратурой по-прежнему бедная, где звукорежиссеру, чтобы выжать высококлассный результат, приходится развивать смекалку народного умельца Левшы… но все-таки именно театр – уже давно вторая семья Андрея Золотухина.

Коваленко Юлия, театровед / 2013