О людях

  • « к списку

    Фесенко Светлана Яковлевна

    Фесенко Светлана Яковлевна

     
    Репетитор по технике речи
  • Светлана Фесенко в проекте Зазеркалье

    Светлана Фесенков проекте «Зазеркалье»
    Светлана Фесенков проекте «Зазеркалье»
    Светлана Фесенков проекте «Зазеркалье»
    Светлана Фесенков проекте «Зазеркалье»

Везение и талант Светланы Фесенко

В прошлом – ведущая актриса театра, а сегодня режиссер-репетитор труппы Харьковского академического театра кукол, Светлана Фесенко – одна из первых, кто была приглашена в труппу знаменитого харьковского театра, уже имея высшее профильное образование. Однако, сегодня, когда она отдала своему театру уже больше лет, чем руководил им вице-президент УНИМА в Украине В. Афанасьев, можно сказать, что профессиональная культура и талант Светланы Фесенко тоже немало достроили тот Дом, который построили И. Шаховец, В.Афанасьев, А. Щеглов…

 

Придя в харьковскую труппу, молодая актриса уже имела представление о других театрах. Первый раз на сцену Света вышла в Кировоградском театре кукол. А затем было главное везение в судьбе – обойдя множество претенденток со всего Союза, Светлана поступила на один из первых звездных курсов актеров театра кукол в ЛГИТМиК к великому Михаилу Михайловичу Королеву. Еще одним судьбоносным педагогом стал для нее Сергей Жуков, лучший мастер по «живому плану» на кафедре. Светлана с восторгом впитывала в себя искусство культурной столицы – посещала музеи, пересмотрела множество спектаклей, на всю жизнь заразилась интересом к экспериментам в театре кукол. Проработав три года после выпуска в Мурманском театре кукол, Светлана сыграла в перенесенном М. Королевым со студенческой сцены спектакле-притче «Голый Король». Интересный революционным для своего времени сочетанием «живого плана», маски, куклы и тантамарески спектакль стал профессиональной колыбелью для С. Фесенко – как для молодой ведущей актрисы и как для будущего педагога. Примечательно, что по желанию своего мастера, С. Фесенко играла свою Принцессу в очередь с другой исполнительницей, каждый раз чередуя подход в создании образа: вчера – в кукле, сегодня – в «живом плане». Это позволяло, по мнению М. Королева, не заштамповываться, открывать все новые «свежие» интонации образа. В судьбе Светланы еще будут роли, построенные по такому «синтетическому» принципу. Например, Алиса из постановки Е. Гимельфарба. Тогда же с мурманским театром актриса впервые выехала за рубеж – на гастроли в Норвегию! В период «железного занавеса» ей было невдомек, что со временем, в независимой Украине она уже, как опытный педагог, с триумфом покажет своих студентов на фестивале в Польше, сама завоюет Гран-При на фестивале в Венгрии, побывает в Болгарии… Не говоря уж о таких традиционных представительствах курсов, руководимых С. Фесенко, на международном фестивале «Золотий телесик» во Львове; заметном впечатлении, которое оставили по себе ее воспитанники на «Белгородской забаве»… И кажется, что «полосу» королевского везения в биографии С.Фесенко задал именно знаковый старт в мастерской Михаила Королева!

В начале 70-х в амбициозной труппе под руководством В. Афанасьева ярко одаренная выпускница первостоличного вуза сразу получила интереснейшие главные роли. Методологические преимущества школы, которой владела Светлана, на фоне тогда только формируемой харьковской актерской школы кукольников, В. Афанасьев оценил сразу. И уже тогда, сразу же, поручил С.Фесенко вести курс на как раз созданной им кафедре театра кукол. Нужно ли говорить, что среди педагогов кафедры по профильной дисциплине (включая, прежде всего, заведующего) Светлана была единственной с соответствующим высшим образованием! За последующие десятилетия в педагогике среди учеников доцента С.Я. Фесенко только в этом театре состоялись народный артист Украины А. Рубинский, мастер сцены Валентина Рычагова, много лет работавший на сцене, а затем ставший незаменимым завтруппой Александр Беляев, перспективная молодежь – необычайно музыкальная и разноплановая Юлия Галдун, актер редкой интеллектуальной краски Артем Вусик. А сколько их, оснащенных классической школой и тонко чувствующих эксперимент – в театрах кукол Украины и России!

Однако, ответственность за своих студентов не приуменьшила собственные творческие успехи Светланы. В конце 70-х – 80-е ею были сыграны Галатея в «Прелестной Галатее», Ева в «Божественной комедии», принцесса Дишперанда в «Чертовой мельнице». Все эти образы, созданные под руководством мастеров старшего поколения труппы или – как это было с Галатеей – с однокашником по кафедре М. Королева, «бунтарем» В.Шрайманом, отвечали самому высокому уровню кукловождения (система тростевых кукол), были одухотворены неповторимым, свежим, звонким и насыщенным голосом С. Фесенко! Этот самый «магнетический» голос – особый инструмент актрисы, результат тончайшей шлифовальной работы кафедры сценической речи ЛГИТМИКа. К слову, даже сегодня, когда все актеры в труппе – профессионалы, молодежь нет-нет да обратится к авторитетной Светлане Яковлевне за поддержкой в освоении куклы.

Любимые роли, сделанные актрисой в следующие десятилетия с режиссерами В. Бугаевым и Е. Гимельфарбом, продемонстрировали ее универсальный диапазон, прежде всего, в спектаклях для детей: Гном Четверг в «Белоснежке и семи гномах» (планшетная кукла), Мама из спектакля «В королевстве подземных жителей» и Мачеха в «Морозко» (тростевая кукла) (тростевая система) и Кошка в «Кошкином доме» (перчаточная кукла) – все они были отмечены театральной заразительностью, мажорностью таланта С.Фесенко!

К слову, Е. Гимельфарб, пришедший в начале 90-х в театр, не делал ставку на старшее поколение труппы. В репертуаре для взрослых зрителей главреж активно использовал «живой план». Но в свою новейшую историю харьковского театра кукол он посчитал нужным пригласить именно С.Фесенко. Актрисе повезло разделить с театром его новые успехи, признанные дипломами на таких престижных форумах, как, например, Булгаковский фестиваль в Киеве. Светлана была первой исполнительницей роли скандальной Семплеяровой в «Мастере и Маргарите», а также колоритной Настоятельницей монастыря в первом составе «Декамерона».

Казалось бы, какой особенный резонанс после этих классических образов могла получить ее работа в спектакле «Волшебные рукавички» - по мотивам украинских народных сказок? А вот доказала же актриса, что равных ей нет – ни в кукловождении, ни в «живом плане», ни в вокале, ни в актерской удачливости! На международном фестивале в Будапеште сыгранные ею в этом спектакле Лиса и Баба принесли ей Гран-При из рук авторитетного жюри.

Особняком среди сыгранных актрисой образов стала Алиса в спектакле Е.Гимельфарба по сказке Л. Кэролла. Задуманная им вместе с автором инсценировки Е. Русабровым постановка философской сказки стала бенефисом актрисы во всем блеске ее зрелого мастерства. Ведь основной ход роли заключался в том, что состоявшаяся актриса вспоминает и при помощи куклы снова переносится в свое детство – озорницы, непоседы, ребенка, с явно выраженной творческой жилкой! Утверждая в этой своей работе свободу личности, как единственно возможную опору свободе творчества, Светлана Фесенко выступила достойным сотворцом режиссера, и этим подтвердила свою принадлежность к школе Михаила Королева.

Вернемся к тому тезису, что школа учителя С. Фесенко базировалась на разработанной им и его великими учителями В. Мейерхольдом и В.Соловьевым методологии. И потому вклад С. Фесенко в развитие профессиональной литературы кукольника в Украине заслуживает особого разговора. Ею написано и издано (на базе Харьковского национального университета имени Ивана Котляревского и Львовского национального университета имени Ивана Франко) пособие по мастерству актера-кукольника – издание, без преувеличения – всеукраинского масштаба. Ведь ее книга – первое пособие за весь период развития профессионального театра кукол в Украине, и, конечно же, востребовано сегодня во всех вузах и колледжах, подготавливающих актеров и режиссеров-кукольников.

Коваленко Юлия, театровед / 2013