О людях

  • « к списку

    Панченко Вячеслав Николаевич

    Панченко Вячеслав Николаевич

    Заслуженный работник культуры Украины
    Заместитель директора

Театральный администратор № 1

Исполняется сорок лет с того дня, когда пришел в ныне академический театр кукол им. В. Афанасьева Вячеслав Николаевич Панченко. С тех пор, в период более продолжительный, чем половина всей истории этого театра, В. Панченко – неизменная величина в его администрации. Все эти годы складывались его уникальные опыт и умения специалиста в управлении театральным делом, человека, который прошел в театре путь от администратора до заместителя директора.

 

Театральный учитель Вячеслава Панченко – сам Виктор Афанасьев, с первых дней работы молодого человека в театре образовывал его в театральном этикете: администратор должен встречать зрителей у центрального входа на каждом спектакле, не исключая выходных дней. Мэтр даже на все года по-режиссерски выстроил мизансцену, которую Вячеслав Николаевич неукоснительно соблюдает по сей день. Теперь уже заместитель директора В. Панченко встречает гостей театра на площадке роскошной каменной лестницы, ведущей в зал. Имидж представительного и одновременно с этим артистичного мужчины подчеркивает в нем все – от прически и костюма до туфель. Тем же, кому случалось побывать в рабочем кабинете В. Панченко, хорошо известно, что это своего рода «четвертый зал музея» театра кукол. Сознательно наследуя знаменитому театральному администратору своей юности Юлию Пайкусу и по образу и подобию Юрия Любимова, стены чьего кабинета – предмет зависти любого ценителя автографов мировых знаменитостей и гениев, Вячеслав Николаевич окружает себя запечатленными свидетельствами драгоценных его памяти моментов встреч с именитыми деятелями политики, театра и кино. Кроме портретов и своеобразного фоторепортажа творческой жизни театрального администратора и заместителя директора, в кабинете обитают подаренные В. Панченко куклы. Самые причудливые и разнообразные – от миниатюрных, размером со статуетку, до роскошных, сувенирных. Однако, некоторые из тех кукол, которых В. Панченко привез из путешествий, особо ценные куклы-подарки нашли себе место в последующих залах музея. Так, из московского театра им. С. Образцова им был привезен загадочный и поэтичный Стражник из спектакля «Дракон» по Е. Шварцу, кукла, ставшая одним из украшений третього зала. Одним словом, театр-праздник, театр-дворец, - вот какое внешнее впечатление производит замечательный кабинет и имидж его обитателя.

Впрочем, чтобы могло сложиться именно такое впечатление, Вячеслав Панченко долгие годы постигал сложнейшую алгебру театрального администрирования, и круг вопросов, которые ему ежедневно приходится решать, чтобы театр мог при всем параде встречать свого зрителя, гораздо шире и прозаичнее, нежели кажется на первый взгляд.

Когда в 1972 году Слава Панченко пришел работать в театр кукол, специалистов его профиля в стране никто не готовил. Впрочем, и сейчас первоклассный театральный администратор – штучный товар. А в ту пору все, чем он овладел в своем деле за первый период своей театральной биографии, окончившийся десять лет спустя с уходом Афанасьева, - всему этому Панченко научился у самого директора театра и его администраторов: несравненного Яна Бреставицкого и Феняса Сушона, по совместительству актера театра. О своих учителях из той, ушедшей школы в театральном Харькове, В. Панченко вспоминает по-домашнему тепло: «будучи намного младше, я дружил с такими выдающимися администраторами театров, как несравненная Эсфирь Соломоновна из театра им. Т. Шевченко, как Абраменко из русского драматического театра; как великий администратор бывший фронтовик Юрий Пайкус, служивший в театре оперы и балета. Если у меня возникал вопрос по оптимальному поселению наших артистов на гастролях, скажем, в Риге, я снимал трубку и звонил Льву Берманису. Вот они все и были моими учителями». Транспортные и гостиничные хлопоты, к слову, выпадали молодому администратору довольно часто и не только в связи с поездкой коллектива в Прибалтику. Театр кукол в ту пору был единственным театром в городе, довольно часто выезжавшим на гастроли за рубеж, во Францию, Бельгию, и Венгрию, и повсюду в этих ответственнейших поездках группу гастролеров экскортировал Вячеслав Панченко.

О том, насколько Вячеслав оказался способным учеником, свидетельствует признание его вот уже на протяжении многих лет лучшим театральным администратором города Харькова. Сам В. Панченко утверждает, что в соответствии с традициями этого театра его должность предполагает такое качество, как деятельная забота об актерах и остальных сотрудниках театра. Помимо собственно театральной работы его миссия – решать все бытовые трудности артистов, которые могут помешать им свободно отдаваться творчеству. Как не упомянуть о том, что в период наступившей для В. Афанасьева на границе 70-80-х гг.. черной полосы, Вячеслав Николаевич решал (и решил!) проблему его перезда из квартиры в обвалившемся подъезде, доставал дефицитные в Харькове той поры продукты для свого учителя, ну а когда его не стало, сделал все возможное и невозможное (и это в условиях сплошной дестабилизации в стране конца 80-х), чтобы место захоронения и памятник создателю современного харьковского театра кукол были достойны его славы. В этот самый период конца 80-х – начала 90-х Панченко не раз приходилось отправляться по инстанциям, пускать в ход все свои доводы и дипломатию, чтобы сохранить газ, свет и воду в квартирах не имеющих чем заплатить за них артистов. Если кто-то из них, случалось, попадал в больницу, нуждался в продолжительном и дорогостоящем лечении, то Вячеслав Николаевич откладывал все свои дела и ехал на помощь, совместно с директором В. Решетняком решая вопрос о материальной помощи пострадавшему.

Даже в сравнительно стабильное нынешнее время Вячеслава Николаевича по праву можно назвать «министром чрезвычайных ситуаций» театра. Кто ездил с ним на гастроли и фестивали – знают: только Панченко способен без проблем провести театр с габаритными декорациями через границу, а еще в добавок, наследуя инновационный опыт В. Афансьева, договориться с расположенным на фестивальном маршруте театром о проведении в нем малых гастролей – таким образом, изыскивая отсутствующие в казне средства на транспортировку.

Прорыв ли трубы, обвал ли под тяжестью льда карниза на фасаде – все эти ЧП Панченко моментально, где бы ни был даже в свой выходной день, приезжает урегулировать в театр. К слову, такая многовекторность, универсальность деятельности, напрвленной на пользу театру – тоже одна из особенностей административной школы харьковского театра кукол.

Вячеслав Николаевич – чрезвычайно общительный и обаятельный «полпред» харьковского театра кукол в самих широких профессиональных кругах. Например, об остоятельствах своего знакомства с С. Образцовым, «воспитанию» которого он строптиво не поддавался, но – в свою очередь, с благодарностью брал от него школу, как на курсах повышения квалификации, Вячеслав Панченко рассказывает с изрядным чувством юмора и ностальгией. Впрочем, свой театр, за который он болеет уже сорок лет, Панченко стремится сделать не уступающим славе когда-то первого в стране, московского.

Потому что театр кукол для него не только – первая и единственная запись в трудовой книжке, но и большая часть всей его жизни, что в который раз подтверждает ту мысль, что самое главное в жизни настоящего мужчины – любимое дело. Переняв служение театру от своих предшественников, Вячеслав Панченко твердо усвоил главное: театр для него – это не работа от звонка до звонка, и служба ему не ограничивается вопросами снабжения и ремонта. Любя саму специфику театра кукол, будучи преданным харьковской школе кукольников, Вячеслав Николаевич не остается в стороне ни от одного дела под крышей театра имени его учителя В. Афанасьева: от подготовки премьеры до участия в капустнике. Как при Афанасьеве передались сегодня по эстафете через В. Панченко совместные празднования всевозможных торжеств всем театром и шумные, всегда с интересной и небанальной программой отмечания юбилеев каждому сотруднику, независимо от его ранга. Ведь для В. Панченко театр – его универсальная вселенная, в которой есть место как празднику, так и домашнему уюту.

Как у каждого человека, у Вячеслава Николаевича есть мечта, которая логически выросла из всей его многолетней деятельности в театре. Бесконечное количество раз сталкиваясь с бытовой неустроенностью престарелых артистов, их драмами на почве своей ненужности родным, удручающим одиночеством, Вячеслав Панченко загорелся идеей создать Дом Артиста, в котором могли бы в достойных условиях, в кругу себе подобных по интересам, доживать век художники, актеры, литераторы. Поддержав его, взялся помочь в разработке проекта Дома давно близкий театру художник В.И. Кравец. Однако, чтобы реализовать эту идею, необходимы немалые деньги, которые сегодня неутомимый В.Н. Панченко и стремится найти.

Коваленко Юлия, театровед / 2011