События

  • И снова Гран-при
     10-10-2019

    И снова Гран-при

    ІІІ Киевский международный фестиваль театров кукол - один из крупнейших форумов кукольников в Европе и самый масштабный в Украине - проходил с 5 по 9 октября.
    На конкурсном просмотре фестиваля в этом году было представлено 20 спектаклей из 18 стран мира.

    Гран-при среди спектаклей для взрослого зрителя получил спектакль «Чевенгур» Харьковского государственного академического театра кукол им. В.А. Афанасьева. Его режиссер-постановщик Оксана Дмитриева отмечена дипломом «За лучшую режиссуру». Диплом «За лучшую мужскую роль» также достался харьковчанам - в этой номинации победил актер театра Геннадий Гуриненко.
  • Номинации, дипломы...
     04-10-2019

    Номинации, дипломы...

    Главный художник Харьковского государственного театра кукол им. В.А. Афанасьева Наталья Денисова получила диплом «За лучшую сценографию».
    Жюри ХVІІ Международного фестиваля театров кукол «Интерлялька-2019» присудило ей эту награду за лучшее визуальное решение спектакля «Сны Андерсена» Паневежеского «Театра на колесах».
    Автор этой постановки, главный режиссер харьковского театра кукол Оксана Дмитриева также попала в список номинантов – в категории «Лучшая режиссура».
  • Открыта он-лайн продажа билетов
     29-09-2019

    Открыта он-лайн продажа билетов

    Харьковский государственный академический театр кукол им. В.А. Афанасьева начал осуществлять продажу билетов через интернет.
    Обращаем ваше внимание на то, что в данный момент этот процесс проходит в тестовом режиме, и для он-лайн продажи передается только ограниченное их количество.

    Основное место продажи билетов - в кассе театра.

  • Харьковскому театру кукол исполнилось 80 лет
     01-07-2019

    Харьковскому театру кукол исполнилось 80 лет

    80 лет минуло с того момента, когда Харьковский театр кукол 1 июля 1939 года открыл двери для своих первых посетителей.
    И хотя праздничные торжества по этому поводу пройдут уже в следующем сезоне, осенью, харьковские кукольники не могут не отметить этой даты. Впрочем, она для них - лишь дата на пути, а не настоящая точка отсчёта. Почему - читайте в статье-приложении.

    Инга Долганова

  • Начало странствий «Детей райка»
     30-06-2019

    Начало странствий «Детей райка»

    20, 21, 22, 27 и 29 июня прошли первые премьерные показы нового спектакля харьковских кукольников ''Дети райка''
    Несмотря на период отпусков и вполне обычную для этого времени жару, когда Харьков все больше напоминает тропики, залы были переполнены. Удивительная история о театре и о людях театра, о хрупком чувстве любви, возникающем у большинства героев этого действа продолжает притягивать зрителей. И, напомним, последние в этом сезоне показы ''комедии театра преступлений'' состоятся 11 и 18 июля.

    Инга Долганова
  • Открыта продажа билетов на премьеру
     06-05-2019

    Открыта продажа билетов на премьеру

    Чуть больше месяца осталось до появления в афише театра кукол им. В.А. Афанасьева нового спектакля.
    Над постановкой по произведению известного французского поэта и киносценариста Жака Превера ''Дети райка'' работают режиссер Оксана Дмитриева и художник Наталья Денисова. В спектакле занята большая часть труппы театра: народный артист Украины Алексей Рубинский, заслуженные артисты Украины Владимир Бардуков, Вячеслав Гиндин, Игорь Мирошниченко, а также актеры Владислава Аракелян, Виталий Бурлеев, Елена Грабина, Геннадий Гуриненко, Екатерина Любченко, Александр Маркин, Владимир Мельник, Виктория Мищенко, Ольга Мохленко, Алёна Озерова, Алексей Петриченко, Павел Савельев, Максим Татарчук, Владимир Шапошников.

    Премьерные показы состоятся 20,21,22,27 и 29 июня. Ждём вас, уважаемые зрители!
  • Губернатор Харьковской области Юлия Светличная в театре кукол
     10-04-2019

    Губернатор Харьковской области Юлия Светличная в театре кукол

    Губернатор Харьковской области Юлия Светличная стала первым за долгое время представителем власти, посетившим театр кукол.

    «Каждый харьковчанин, независимо от возраста, знает “тропу” в театр кукол», - так начала своё выступление перед коллективом Ю. Светличная.
    Впрочем, постоянные посетители театра уже знают: сегодня театр кукол – это не только «Дворец сказок», как многие годы именовали его харьковчане. Хотя очевидно: для большинства детей первые увиденные ими в театре кукол спектакли запоминаются на всю жизнь. Но и для многих взрослых сегодня это место, куда приходят, чтобы увидеть мощный, европейского класса коллектив, в репертуаре которого произведения У. Шекспира, А. Чехова, М.Булгакова, А.Платонова, и многих других выдающихся писателей, способные потрясти, обезоружить, заставить задуматься о том, чего в будничной суете не замечаем…

    Встреча с губернатором дала коллективу надежду, что будут решены вопросы с штатным расписанием, которое давно не соответствует статусу театра, и целый ряд жизненно важных для харьковских кукольников вопросов. Среди приятных моментов встречи были также награждения представителей разных цехов театра, в том числе и уникального мастера – инженера по механизации кукол Олега Заблоцкого, который именно в этот день праздновал свой день рождения, с чем губернатор его и поздравила.

  • НАГРАДЫ К ПРАЗДНИКУ
     27-03-2019

    НАГРАДЫ К ПРАЗДНИКУ

    8 дипломов стали подарком для харьковских кукольников к профессиональному празднику

    Премьера Харьковского театра кукол им. В. Афанасьева «Гамлет» продолжает занимать первые места рейтингов и фестивалей.
    Совсем недавно спектакль Оксаны Дмитриевой с отрывом в двадцать балов возглавил список лучших постановок 2018-го года по версии объединения критиков «Харьковский счет», инициированного известным киевским театроведом и журналистом, заслуженным деятелем искусств Украины Сергеем Васильевым. Теперь же постановка была по достоинству оценена на Всеукраинском смотре-конкурсе «Премьеры сезона 2017-2018», организованном украинским филиалом Международного союза кукольников «UNIMA».

    Галина Шамарина
  • «Гамлет» харьковских кукольников отмечен жюри Фестиваля-премии «GRA»
     26-03-2019

    «Гамлет» харьковских кукольников отмечен жюри Фестиваля-премии «GRA»

    «Гамлет» Харьковского академического государственного театра кукол имени В.А. Афанасьева преодолел начальную ступень Второго всеукраинского театрального фестиваля-премии «GRA», войдя в его лонг-лист в номинации «Лучший поисково-экспериментальный спектакль».
    Фестиваль-премия «Игра» – это новая площадка, где объединяются все театры Украины и презентуются их лучшие достижения за год, а профессиональное международное жюри подводит итоги и выбирает победителей в шести номинациях:

    - «Лучший драматический спектакль» ,

    - «Лучший спектакль камерной сцены»,

    - «Лучший спектакль для детей»,

    - «Лучший хореографический/балетный/пластический спектакль»,

    - «Лучший музыкальный спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла»,

    - «Лучший спектакль для детей».

    Такой формат нового для Украины фестиваля дает возможность популяризировать театральное искусство и расширять палитру зрительских впечатлений знакомством с произведениями в разных жанрах, формах и стилях.

    В этом году в фестивальной афише представлены спектакли не только участников прошлогоднего форума, но и представителей из новых городов: театральные проекты как государственных, так и негосударственных театров. После того, как эксперты ознакомятся с представленными номинантами на первом этапе, будет сформирован шорт-лист, в который войдет половина предложенных спекталей, а финале будут выбраны лучшие представители каждой номинации.

    Напомним, в 2018-м спектакль О. Дмитриевой «Мнимый больной» вошел в число 12-ти финалистов фестиваля.

    София Наконечная
  • Открытие сезона 2018/2019
     08-09-2018

    Открытие сезона 2018/2019

    8 сентября спектаклем «Айболит» театр открыл 80-й сезон.
    В течение этого праздничного сезона зрителей ждут самые разнообразные юбилейные события: открытия выставок, презентации книг, проведение на базе театра вместе с Международным союзом театров кукол «UNIMA» Всеукраинского смотра-конкурса театров кукол «Премьеры сезона 2017/2018» и другие сюрпризы.

  • Благотворительные спектакли в театре кукол
     23-08-2018

    Благотворительные спектакли в театре кукол

    До открытия юбилейного 80-го сезона театр кукол показал два благотворительных спектакля «Айболит». Приурочены они к замечательному событию: ровно 50 лет тому, 23 августа 1968 года, в уютном здании на площади Конституции, 24, которое харьковчане позднее назовут «Дворцом сказок», встречали первых зрителей.
    Инициатором этой акции, проведенной при поддержке заместителя городского головы по вопросам охраны здоровья и социальной защиты населения Светланы Горбуновой-Рубан, стал депутат облсовета Михаил Пилипчук.

    Приглашены на спектакли дети из льготного контингента – дети-сироты, оставшиеся без родительской опеки, дети с ограниченными возможностями, дети, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, дети, чьи родители входят в Союз ветеранов АТО, дети военнослужащих-переселенцев, дети из психоневрологического санатория №1, дети из многодетных семей, входящих в Ассоциацию «Амма» – причем, не только из Харькова, но и области. Многие из них нечасто имеют возможность ходить в театр. Тем более дорогой стала для артистов-кукольников восторженная реакция маленьких зрителей, их искренняя заинтересованность показанной на сцене любимой сказкой.

  • В поисках ответов
     20-05-2018

    В поисках ответов

    В Харьковском государственном академическом театре кукол им. В.А. Афанасьева с большим успехом прошли премьерные показы спектакля по шекспировской пьесе «Гамлет» в постановке главного режиссера театра, заслуженной артистки АР Крым Оксаны Дмитриевой. Эта яркая и мощная работа харьковских кукольников подтвердила, что коллектив сделал еще один значительный шаг к вершинам профессионального мастерства.
    Спектакли Оксаны Дмитриевой всегда отличаются неординарностью трактовки известных произведений. Так и в этот раз режиссер вместе с художником Наталией Денисовой воссоздали на сцене своеобразную жесткую атмосферу железного века, где человеческая жизнь ничего не стоит, где смешалось всё – кто прав, кто виноват, что истинно, что ложно… Душа Гамлета ищет выхода из этого глухого угла. Но дорога поиска справедливости неожиданно превращается в путь к пеклу. Ведь болезни времени невозможно лечить ненавистью – только любовью. Напиток мести не способен утолить жажду, он может только отравить. Собственно, эта мысль и является главным месседжем, который хотят донести до своей публики харьковские кукольники.

    В спектакле зрители увидят известных артистов, неоднократно отмеченных на всеукраинских и международных фестивалях. В роли Гамлета – Александр Маркин, Клавдия играет Геннадий Гуриненко, Гертруду – Татьяна Тумасянц, Полония – Вячеслав Гиндин, Тень отца Гамлета и Актёра – Александр Коваль.

    Весь актерский ансамбль, где собрались и опытные, и молодые артисты, существует на сцене как одно целое. И для многих зрителей болезненные сомнения, редкие вспышки радости, горечь утрат и прозрений как принца датского, так и других героев спектакля, станут своего рода откровениями, помогающими ощутить нерв нашего времени и понять себя самого.

  • Некоторые потери невосполнимы: ушёл из жизни Вячеслав Панченко…
     05-01-2018

    Некоторые потери невосполнимы: ушёл из жизни Вячеслав Панченко…

    В Харьковском театре кукол им В.А. Афанасьева горе – ушёл из жизни Вячеслав Панченко, заместитель директора, посвятивший своему коллективу более 45 лет.

    В Харьковском театре кукол им В.А. Афанасьева горе – ушёл из жизни Вячеслав Панченко, заместитель директора, посвятивший своему коллективу более 45 лет.
    «Самый любимый», «самый обаятельный», «самый преданный» – так говорили о нём все, кто был рядом с Вячеславом Николаевичем в театре. Вся его жизнь была истинным служением своему коллективу. Он всегда был верен тому, чему учил Виктор Андреевич Афанасьев, осенью 1972 года принявший его в театр, и с гордостью любил повторять сказанные им слова: «Все их проблемы – от роддома до кладбища – твои!»

    И – да! – он умел решить любой вопрос, помочь в любой, казалось бы, безвыходной ситуации, выручить, найти решение, помирить, поддержать, подставить плечо, спасти…

    Так и жил, повинуясь важнейшей заповеди, и когда кто-то удивлялся его находчивости и спрашивал, в чем же секрет такого профессионального мастерства, Вячеслав Николаевич всегда отвечал: «Весь секрет – любовь к театру. Любите наш Дворец сказок!». Его любви хватало на всех.

    Любим, помним...

  • Премьера
     25-11-2017

    Премьера

    Сегодня в театре – премьера спектакля «Котигорошко» по мотивам пьесы Н. Шейко- Медведевой.

    Эта сказка для многих – одна из любимейших. Никого не оставляют равнодушным приключения храброго и озорного мальчишки, который смог побороть огромного Змея благодаря своей решимости и мужеству.
    В конце концов, разве важно, какого ты роста, если сердце у тебя чуткое, а дух – несокрушимый! И никакие чудовища не запугают, если рядом друзья. Ведь дружба – это и есть самое большое и настоящее чудо, побеждающее врагов.

    Над спектаклем работали: режиссер-постановщик Олег Русов, художник-постановщик Марина Кужелева, балетмейстер Елена Приступ, композитор Игорь Гайденко.
  • И снова на «Dnipro.Puppet.Fest»
     30-10-2017

    И снова на «Dnipro.Puppet.Fest»

    После двух Гран-при, полученных Харьковским государственным академическим театром кукол им. В.А. Афанасьева за спектакли «Ёжик из тумана» (на IV Международном фестивале театров кукол и других форм сценической анимации «ANIMA»; Харьков, 25–28 сентября 2017 р.) и «Мнимый больной» (на I Международном фестивале театров кукол «PUPPET.UP»; Киев, 30 сентября–4 октября 2017 г.) обе постановки были показаны во время ІІ Международного фестиваля театров кукол «DniproPuppetFest» (Днепр, 23–29 октября 2017 г.)
    Программа ІІ Международного фестиваля театров кукол «DniproPuppetFest» была более широкой и разнообразной, чем в прошлом году, по количеству представленных спектаклей.

    Среди гостей – польский «Театр анимации» (г. Познань), болгарский театр кукол «Паппетс лаб» (г. Пловдив), белорусский Гомельский государственный театр кукол, литовский Паневежский театр кукол. Украину представляли Киевский академический театр кукол, Харьковский государственный академический театр кукол им. В.А. Афанасьева, Ивано-Франковский академический областной театр кукол им. Марийки Пидгирянки, Николаевский областной театр кукол и хозяева фестиваля, Днепропетровский театр кукол.lt;

    Показанные харьковским театром «Мнимый больной» и «Ёжик из тумана» собрали полные аншлаги и вызвали бурную реакцию публики. Как отметил директор фестиваля Валентин Фетисов, присутствовавший на мольеровской комедии, «зрителей было столько, что яблоку негде было упасть – харьковчане буквально “порвали” зал, отблагодаривший их цветами и неистовыми аплодисментами». Днепровский театровед, культуролог Ольга Хнычёва в своём отзыве поделилась впечатлениями от «Ёжика»: «Пронзительно трогательные посиделки с философски парадоксальными разговорами под чаек на можжевеловых веточках и уютные одеялки – все представление оформлено так, будто открыл шкатулку с детскими сокровищами и не можешь оторваться от воспоминаний, связанных с каждым предметом… Спасибо , что нашли место в зале в условиях полного солд-аута – вот уж точно некуда было ногу поставить, столько было зрителей»

    Инга Долганова
  • Урожайная осень-2017
     15-10-2017

    Урожайная осень-2017

    Два Гран-при за одну неделю

    Два Гран-при за одну неделю – такой результат участия Харьковского государственного академического театра кукол им. В.А. Афанасьева в двух международных форумах, IV Международном фестивале театров кукол и других форм сценической анимации «ANIMA» (Харьков, 25–28 сентября 2017 г.) и I Международном фестивале театров кукол «PUPPET.UP» (Киев, 30 сентября–4 октября 2017 г.)
    Первый свой Гран-при этой осени ХГАТК им. В.А. Афанасьева получил на фестивале ANIMA за спектакль «Ёжик из тумана» (режиссёр Оксана Дмитриева, художник Наталия Денисова). От этой постановки, хорошо известной харьковчанам, недавно был в восторге Львов, где театр побывал на ІІІ Международном театральном фестивале «І люди, і ляльки»(1–3.07.2017 г.). Имела резонанс она и на международном уровне: получила премию фестиваля в польском городе Бельсько-Бяла (2016) и высокую оценку публики во время «Дней Украины в Германии» в г. Магдебурге (2016).

    Что же касается недавней премьеры театра «Мнимый больной», этот спектакль выехал на фестиваль впервые. И – сразу успех. Кроме Гран-при I-го Международного фестиваля театров кукол «PUPPET.UP», собравшего в Киеве театры из 18 стран, он получил дипломы:

    - «За лучшую режиссуру» (режиссер Оксана Дмитриева),

    - «За лучшую сценографию» (художник Наталия Денисова),

    - «За лучшую женскую роль» (актриса Татьяна Тумасянц).

    Также жюри фестиваля отметило других артистов театра – на номинацию «Лучшая женская роль» была выдвинута молодая актриса Елена Грабина, для которой работа в «Мнимом больном» стала дебютной, а на номинацию «Лучшая мужская роль» – артисти Вячеслав Гиндин и Геннадий Гуриненко.

    Своими впечатлениями от «Мнимого больного» поделился народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Т.Г. Шевченко Анатолий Хостикоев: «Я навіть не сподівався, що побачу такий високий клас акторської гри! Багато чув про Харківський театр ляльок і його режисера Оксану Дмітрієву. Навіть одного разу, будучи в Харкові, зайшов познайомитися та поспілкуватися с артистами. Вже тоді був шокований: такий репертуар – «Король Лір», «Одруження», «Вишневий сад»… І все це у театрі ляльок? А коли побачив цей колектив сьогодні, одразу зрозумів – він давно відвоював собі право виступати на найкращих європейських фестивалях. Цей колектив настільки потужний – і разом з тим якийсь теплий… Мені не просто сподобалася вистава – я захоплений! І радий, що харків’яни підкорили столичний простір».

    Инга Долганова
  • Скорбим
     17-08-2017

    Скорбим

    Ушел из жизни замечательный актер нашего театра, заслуженный артист Украины Владимир Михайлович Горбунов (21.04.1954 - 17.08.2017)

    Мастер огромного творческого диапазона, сыгравший более 150 ролей, он умел заставить зрителей смеяться и плакать. Образы, созданные Владимиром Горбуновым в детских спектаклях, радовали юмором и изобретательностью, а в постановках вечернего репертуара – поражали глубиной и выразительностью, невероятным сочетанием комического и трагедийного.
    Невольно вспоминаются пронзительные слова из финального монолога трогательно-нелепо изображавшего лошадь и вечно пытающегося всех рассмешить Симеонова-Пищика, одного из героев чеховского «Вишневого сада» – последней премьеры Владимира Горбунова: «Всему на свете бывает конец… А дойдет до вас слух, Любовь Андреевна, что мне конец пришел, вспомните вот эту самую… лошадь и скажите: “Был на свете такой, сякой… Симеонов-Пищик… Царство ему небесное…”»

    Светлая память Вам, Владимир Михайлович…
  • Премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов»
     16-07-2017

    Премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов»

    15 и 16 июля 2017 г. в ХГАТК им. В.А. Афанасьева прошли премьерные показы спектакля «Белоснежка и семь гномов». Автором новой интерпретации знаменитой сказки братьев Гримм стала Ирина Дубровская, режиссёром-постановщиком – заслуженный артист Украины Игорь Мирошниченко
    Постановщики спектакля так интерпретируют эту историю: «Чудесный праздник – день рождения! Быть может, юную и прелестную Белоснежку в день её 16-летия ждёт какой-нибудь приятный сюрприз? Но не всё складывается так, как хотелось бы. И хорошо, что рядом есть настоящие друзья, которые не оставят в беде… Вместе с Белоснежкой зрители побывают в волшебном лесу, где её ждут удивительные приключения. Они и помогут разобраться, что же для героини значительно дороже богатства и власти, которые так важны для Мачехи-королевы. Это дружба, любовь и свобода!»

  • Харьковчане на ІІІ Международном фестивале театров кукол «І люди, і  ляльки»
     06-07-2017

    Харьковчане на ІІІ Международном фестивале театров кукол «І люди, і ляльки»

    С большим успехом выступили харьковские кукольники на ІІІ Международном фестивале «І люди, і ляльки», состоявшемся во Львове в начале июля.
    На фестивале артисты ХГАТК им. В.А. Афанасьева показали два спектакля - «Ёжик из тумана» и «Простые истории Антона Чехова», которые были очень горячо приняты львовянами и гостями фестиваля из разных стран. Своими впечатлениями делятся директор фестиваля Алексей Кравчук и главный редактор журнала ''Просцениум'', кандидат искусствоведения Майя Гарбузюк.

    А. Кравчук: ''Програма цьогорічного фестивалю для мене неймовірно цікава. Він охопив західну, східну і центральну частини України. Для нас великою подією став приїзд Харківського державного академічного театру ляльок імені В.А. Афанасьєва. Оксана Дмітрієва і Наталія Денисова – геніальні люди, не побоюся цього слова. Через них Бог промовляє. Вони вміють об’єднувати своїх акторів – геніальних акторів, знов таки не побоюся це акцентувати. Вони повернули глядачів і мене зокрема у такі тонкі душевні матерії, які абсолютно не передбачають ніякого егоцентризму. Це така неймовірна чистота і ясність, що я просто вдячний харківському театру! Те, що робить Дмітрієва, це, напевно, найкрутіше, що сьогодні є в Україні. Вона працює з такими тонкими речами і робить це так досконало… І просто дивиться в суть речей. Безумовно, Львів це чує. Мрію, щоб театр імені Афанасьєва приїхав сюди на гастролі хоча б на місяць. Особливо глядач приймав «Їжачка...». У мене навіть сльози пішли градом – просто від щастя, що воно таке є. Це дійсно сни забутого, засніженого дитинства''

    М. Гарбузюк: ''Олексій Кравчук – знаний режисер в Україні та за її межами, і це дозволяє йому акумулювати на фестивалі «І люди, і ляльки» цікаві персоналії, цікаві колективи. Щодо вражень від цього фестивалю – я не буду оригінальною і, переконана, це не моя лише думка: справжньою подією, що зібрала аншлаг у залі і мала великий резонанс після перегляду, стали вистави Харківського театру ляльок імені В.А. Афанасьєва. У Львові театр такого кшталту навіть для професійної аудиторії не надто відомий. Час від часу до нас робив творчі «наскоки» Сергій Брижань, і, працюючи у притаманному йому поетичному напрямку театру ляльок, збурював уявлення і глядача, і професійної аудиторії про призначення, можливості, діапазон та безмежжя мови театру ляльок. Але вистави ці, на превеликий жаль, у нас не вміють берегти, не вміють продавати, збирати для них глядача, то ж вони залишаються радше поодинокими подіями і, на жаль, істотного прориву не дають для львівської театральної території.

    Вистави Оксани Дмітрієвої уже три роки поспіль на фестивалі збирають надзвичайно важливу аудиторію, насамперед професійну. Цього року були в залі нарешті режисери з багатьох театрів Львова, не тільки лялькарських. І було неможливо не помітити, що роботи харків’ян викликали шок, захват, оніміння. Для мене особисто роботи Оксани Дмітрієвої, Наталії Денисової і всього виконавського колективу за великим рахунком повертають нас до основ, до праооснов театру. До сенсу того, заради чого існує театр, яким він може бути у якихось своїх найвищих проявах, наскільки він може хвилювати душу, розповідати про світ, про людину, про любов до людини. Після цих вистав хочеться жити, хочеться робити усе якнайкраще там, де дано тобі це робити, на твоїй дорозі. І бачиш, що на території України ми маємо колективи, які сягають найвищих щаблів творчості, мистецтва, розуміння світу.

    Прикро лише, що впродовж багатьох років ми були роз’єднані і, власне, цей діалог, про який багато говорять – діалог між Сходом і Заходом – завдяки фестивалю «І люди, і ляльки» і завдяки представництву харків’ян у Львові, цей діалог поглиблюється, набуває нових обертонів, нових контактів, нових захоплень. Я в свою чергу почула від харківських акторів, режисерів, художників слова захоплення Львовом як містом, що мені дуже приємно. Це означає: і людські, і творчі контакти поміж митцями на крайніх географічних точках України не тільки можливі – вони вкрай, нагально необхідні, тому що це наше порозуміння, це навчання один в одного. Сподіваюся, контакти Оксани Дмітрієвої та Наталії Денисової зі Львовом вийдуть за рамки самих лише приїздів на фестивальні дні – я знаю, є ідеї нових, окремих творчих проектів. І ми у Львові цьому неймовірно тішимося, тому що самі до Харкова не так часто можемо доїхати. Зізнаємося чесно, ми ще не досягли того рівня свідомості й свободи, в тому числі фінансової, аби мати таку легку можливість сісти на потяг і помчати до театру імені Афанасьєва на прем’єри Дмітрієвої. Хоча дуже хочеться! А можливість мати у Львові вистави, які репрезентують почерк, світ таких глибоких та самобутніх митців як Оксана Дмітрієва й Наталія Денисова – це надзвичайно важливо. На цьому вчитимуться і ті, хто з ними співпрацюватиме, і ті, хто приходитиме в зал, і студенти, і театрознавці, і актори, і режисери. Я багато разів дякувала Олексію Кравчуку за те, що саме його фестиваль привіз у Львів вистави харків’ян. Для мене це початок відліку якоїсь іншої доби не тільки у лялькарському мистецтві, а й, можливо, у театральному мистецтві цілого Львова. Бо Львів готовий до такого театру. Більше того – він зголоднів за таким театром, він його потребує неймовірно. І тому виникла така дивовижна співтворчість сцени і залу на обох виставах. Вона була показовою! Це справді була творчість залу, коли він реагував на найменші, найтонші нюанси – як на акценти, так і на мовчання, тишу. Реагував як єдине ціле, як одна душа. Але ж цю душу треба було розбудити…''

    Инга Долганова
  • Премьера «Мнимого больного»
     17-05-2017

    Премьера «Мнимого больного»

    18, 19 и 20 мая 2017 г. в ХГАТК им. В.А. Афанасьева состоялись премьерные показы спектакля «Мнимый больной». Новая работа режиссёра Оксаны Дмитриевой, как и все спектакли мастера, удивила зрителей неординарной трактовкой классики.
    Лёгкое, искромётное произведение выдающегося французского драматурга Жана-Батиста Мольера, которого по праву называли «королём комедии», в который раз подтверждает – каждому из нас просто невозможно жить без любви. Но как часто мы не видим её и пытаемся сбежать от действительности! В иллюзии, в увлечения и даже… в болезнь. И верим почему-то, что если ловко сотрём границы между мнимым и реальным, сумасбродной фантазией и обыденностью, ярким вымыслом и скучной повседневностью, любить нас станут больше. Вот только сделает ли это кого-то счастливее – по-настоящему? Не попадёмся ли в сети чьих-то ловких манипуляций? Не утратим ли в погоне за иллюзией – истинное, находящееся так близко, ждущее, чтобы мы его заметили?

    Собственно, об этом новый спектакль Оксаны Дмитриевой «Мнимый больной», в котором заняты и ведущие артисты театра, и их юные коллеги-дебютанты:

    - Арган – Вячеслав Гиндин

    - Белина, жена Аргана – Виктория Мищенко, Снежана Гукасян

    - Анжелика, дочь Аргана – Екатерина Любченко

    - Луизон, маленькая дочка Аргана – Елена Грабина

    - Туанетта, служанка – Татьяна Тумасянц, Владислава Аракелян

    - Беральд, брат Аргана – Александр Маркин

    - Клеант – Даниил Литвинов, Максим Татарчук

    - Г-н Диафуарус, врач – Игорь Мирошниченко

    - Тома Диафуарус, его сын – Михаил Озеров

    - Г-н Пургон, врач – Геннадий Гуриненко

    - Г-н Флеран, аптекарь – Виталий Бурлеев

    - Г-н де Бонфуа, нотариус – Павел Савельев

    Своеобразием отличается визуальный образ спектакля, созданный главным художником театра Наталией Денисовой, точна и выверена световая партитура Владимира Минакова.

    Инга Долганова

  • Новые победы харьковских кукольников
     21-03-2017

    Новые победы харьковских кукольников

    Семь номинаций VII Всеукраинского смотра-конкурса «Премьеры сезона 2015–2016» и победа в трёх из них – с таким результатом встретил Всемирный день кукольника и Всемирный день театра наш коллектив.
    После предварительных просмотров из тридцати четырёх представленных на конкурс спектаклей авторитетное жюри, в которое вошли заслуженный деятель искусств Украины, театральный критик, журналист Сергей Васильев, заслуженный артист Украины, профессор и зав. кафедрой актёрского мастерства и режиссуры театров кукол КНУТКиТ им. И.К. Карпенко-Карого Леонид Попов и театральный критик, редактор театроведческого журнала «Просцениум», доцент ЛНУ ими. И.Я. Франко Майя Гарбузюк, отобрало лучшие постановки, лучших актёров, режиссёров, художников, композиторов, выдвинув их по десяти номинациям.

    Харьковский государственный академический театра кукол имени В.А. Афанасьева представил на конкурс спектакль «Вишнёвый сад». Претендентами в номинации «Лучшая мужская роль» стали Александр Маркин (за роль Лопахина) и Геннадий Гуриненко (за роль Епиходова), в номинации «Лучшая женская роль» были отобраны Татьяна Тумасянц (за роль Раневской) и Алёна Озерова (за роль Шарлотты). Оксану Дмитриеву выдвинули по номинации «Лучшая режиссура», а «Вишнёвый сад» номинировали как «Лучший спектакль для молодёжи и взрослых». Кроме того, актёр театра Павел Савельев был выдвинут за лучшее музыкальное оформление к спектаклю Полтавского театра кукол «Катигорошек».

    По итогам окончательного решения жюри Оксана Дмитриева и Александр Маркин стали победителями в своих номинациях, а «Вишнёвый сад» был признан лучшим спектаклем.

    Инга Долганова
  • Главный художник ХГАТК им. В.А.Афанасьева Наталья Денисова получила от НСТДУ премию имени В.А.Афанасьева
     20-12-2016

    Главный художник ХГАТК им. В.А.Афанасьева Наталья Денисова получила от НСТДУ премию имени В.А.Афанасьева

    Торжественная церемония вручения ежегодных театральных премий состоялась 19 декабря 2016 г. в киевском Доме Актёра.
    Лауреатов творческих премий поздравили заместитель Министра культуры Украины – руководитель аппарата Ростислав Карандеев и председатель Национального союза театральных деятелей Украины, художественный руководитель Национальной оперетты Богдан Струтинский

  • Поездка артистов ХГАТК им.В.А.Афанасьева на «DniproPuppetFest»
     12-12-2016

    Поездка артистов ХГАТК им.В.А.Афанасьева на «DniproPuppetFest»

    Артисты Харьковского государственного академического театра кукол им. В.А. Афанасьева вернулись из Днепра, где с 28 ноября по 2 декабря 2016 г. в рамках проекта мэра города Бориса Филатова «Культурная столица» проходил І Международный фестиваль театров кукол «DniproPuppetFest». В нем приняло участие шесть коллективов из Украины и Румынии, представивших восемь постановок.
    Харьковский государственный академический театр кукол им. В.А. Афанасьева неоднократно принимал участие в фестивалях, в том числе и международных, но поездка в Днепр стала для него беспрецедентной. Впервые за последние 25 лет на выезд отправились не компактные «фестивальные» постановки, а два масштабных спектакля главного режиссера, заслуженной артистки АРК Оксаны Дмитриевой – «Женитьба» и «Вишнёвый сад». Кроме очевидных технических трудностей, касающихся перевозки достаточно монументальных декораций, имелись и сложности творческие: зал Днепровского академического украинского музыкально-драматического театра им. Т.Г. Шевченко, рассчитанный на 760 мест, более чем в четыре раза превышал родное для харьковских кукольников помещение.

    Но организаторов и участников фестиваля это не остановило. Накануне открытия форума директор «Dnipro Puppet Fest» Валентин Фетисов отметил в интервью корреспонденту газеты «Наше місто»: «До сих пор просыпаюсь и не верю – неужели это случится. К нам в Днепр приедет Харьковский академический театр кукол им.Афанасьева! Это лучший театр на постсоветском пространстве, глубокий и символический».

    Оба спектакля вызвали большой резонанс: артистов многократно вызывали, зал аплодировал стоя. По словам В. Фетисова, десятки зрителей подходили к нему и звонили, чтобы поблагодарить за яркие художественные впечатления от «Женитьбы» и «Вишнёвого сада». Высокую оценку получили эти постановки и от почётных гостей фестиваля – президента UNIMA-Украина, главного режиссера Хмельницкого академического областного театра кукол, заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Брижаня, ведущего театрального критика Сергея Васильева, генерального секретаря UNIMA-Украина Дарьи Ивановой, заведующего кафедрой актерского мастерства и режиссуры театра кукол Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого, профессора Леонида Попова. Многие участники круглого стола, где обсуждались проблемы современного театра кукол, отмечали высокий профессионализм труппы ХГАТЛ им. В.А. Афанасьева, удивительную «авторскую» режиссуру О. Дмитриевой* и уникальность опыта театра по формированию аудитории для вечернего репертуара, поскольку даже киевские зрители посещают «взрослые» спектакли театра кукол нерегулярно.

    Кроме ХГАТЛ им. В.А. Афанасьева в «Dnipro Puppet Fest» со спектаклем Андрея Солоняка «Илюзія дійсності» участвовал молодой харьковский коллектив «Мрії Марії», а также театры кукол из Киева, Черкасс, румынского города Крайова. И, конечно, гости смогли познакомиться с творчеством хозяев фестиваля. Нельзя не отметить большое внимание к первому форуму кукольников со стороны городской администрации Днепра.

    Инга Долганова
    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
    * Когда два года назад киевская газета, опросив крупнейших театральных экспертов страны, определила Топ-10 самых влиятельных театральных режиссёров Украины, «воздействующих в театре исключительно на творческие процессы (а не на собственные бизнес-интересы)», единственным представителем театра кукол стала именно Оксана Дмитриева.
  • Уникальный возраст
     29-12-2015

    Уникальный возраст

    Спектаклю «Чертова мельница» — 60!

    Спектаклю исполняется 60 лет. Удивительно, но за свои годы он совершенно не постарел. Это одна из первых кукольных постановок для взрослых в Харькове. И все эти годы спектакль пользуется неизменным интересом у зрителей, благодаря своему удивительному сочетанию лирики и юмора с незатейливым сюжетом о борьбе находчивого солдата и простоватых чертей.
    Виктор Андреевич Афанасьев в далеком 1955 году сумел преодолеть чиновничьи заслоны, цензурные препоны и заскорузлый стереотип «детскости» театра кукол, и доказал возможность и необходимость существования вечернего репертуара, рассчитанного на взрослого зрителя. В декабре 1955 года, после многочисленных худсоветов на которые собирались секретари рай- и обл-советов, гор- и обл-исполкомов и прочих чиновников, имеющих далекое отношение к искусству, состоялась первая удачная на профессиональной сцене в Украине премьера кукольного спектакля для взрослых «Чертова мельница» И.Штока. Ее постановщик В.Афанасьев фактически открыл Харьковскому театру кукол право на полноценную эстетическую работу, получившую широкую поддержку у зрителей.

    Спектакль «Чертова мельница» уникален, не только как первая постановка для взрослых в Украине, но и как рекордсмен-долгожитель в кукольной среде. Он пережил уже три реставрации с момента своего появления, и 60 лет не сходит со сцены, пользуясь неизменным успехом у зрителя. Сказочный сюжет, развивающийся в течении трех действий, решенный в традиционной ширмовой манере, хранит в себе странное обаяние и шарм натуралистичной театральности 50-х годов. В спектакле уже сменяется третье поколение актеров, а в действенной партитуре все сохраняется неизменным: роли передаются, в прямом смысле, из рук в руки – от «стариков» молодежи, и артисты, порой обсуждая «Чертову мельницу», не стесняясь удивляются загадке этого спектакля: «То ли ты ведешь куклу, то ли она тебя…».

    С момента появления «Чертовой мельницы» вечерний репертуар стал быстро расширяться, порой этот спектакль называют «Чайкой» нашего театра. Сегодня, в третьем тысячелетии, Харьковский театр кукол по праву гордится тем, что имеет самый большой в Украине репертуар для взрослого зрителя.